Студия Пикториальной Фотографии Сергея Селезнева

Кое-что о вечных ценностях... (полная версия статьи)

статья к 50-летнему юбилею (была напечатана в сокращении, по вполне понятным причинам)



Кое-что о вечных ценностях... 

( Автобиографическая теория АБСОЛЮТА ).

ВЕЧНЫХ ценностей не так много и у каждого они свои. Это жизнь, Родина, семья и 10 заповедей об истинных законах мироздания. 
Если это знать и, тем более, этим руководствоваться, становится все четко и ясно – все то, что происходит вокруг – суета и погоня за сиюминутным.

Стоит ли разменивать свою святую душу на нечто материальное? 
Вопрос не праздный, ведь в наше рациональное время каждая минута жизни каждого человека кем-то переведена в “денежный эквивалент”.

А сколько стоит минута жизни Крупного Владельца, производящего и продающего для нас нечто (по праздникам и будням) “необходимое”? 
О вреде нашему здоровью, приносящему этими продуктами, стыдливо и совершенно неубедительно всякий раз предупреждает Министерство Здравоохранения. И предупреждения эти ( очень часто имеющие форму полупрозрачного фигового листка в виде узенького, тоненького и бледненького текста, на ярчайшем фоне здоровенных щитов с рекламой чего-то “крутого “ и “шаленного”, где все зовет согрешить перед своим здоровьем ) выглядят мягко говоря ну совсем неубедительно!

Вот Вам и первая задачка : 
- почему щит рекламирующий отраву так ярок и нагл и почему Министерство Здравоохранения ведет себя как бедный родственник? Может быть потому, что минута жизни Крупного Владельца, торгующего отравой и не щадящего никого ради своей прибыли, стоит гораздо дороже, чем месячная зарплата министра нашего с Вами здравоохранения? 
Задачка вторая: 
- почему из наших водопроводных кранов НИКОГДА не потечет питьевая вода? Уж не потому ли, что кое-кто, берущий 1000 литров воды за 4,7 грн., очищающий ее до стадии питьевой и продающий по цене 1-1,5 грн., но уже за каждый литр, потеряет гиперприбыли? 
Задачка третья (далеко не последняя):
- почему те, кто нас травит дымом и “жидкостями”, как правило выступают спонсорами всевозможных … спортивных и культурных мероприятий? Спорт и отрава – несовместимые вещи, может поэтому и сами культурные акции носят характер скорее глобальных распродаж, все тех же рекламируемых везде и всюду крутых “ товаров“, чем истинного праздника души (на свежем воздухе и на трезвую голову). 

Может это превдомеценатство - индульгенция, прощающая все грехи? 

Настоящая культура делается на трезвую голову, с открытой душой и не имеет ничего общего с запланированным (под крупную распродажу) мероприятием. 
Итак. Выходит, что многие круги взаимоотношений построены на стоимости минуты каждого из исполнителей спектакля, который жизнью -то и называется, а жизнь наша похожа на игру, условия которой предельно просты: в максимально короткий срок нужно максимально повысить свою жизненную стоимость. В этой игре разрешено все – важна только победа, хотя даже очевидная победа никогда не дает безусловного покоя победителю, потому, что игра эта бесконечна и не кончится ни-ког-да, даже если Ваша “game over”! (Я уж не говорю о безжалостных игроках-конкурентах, готовых на все ради “места под солнцем “, которое Вы (временно!) занимаете). В такие игры играют многие. А грехи свои тяжкие ведь всегда можно замолить, в построенной для себя, (на пивные или сахарные деньги) и на своем же куске земли, церквушке .

Почему же тогда и спится нам как-то неспокойно и уж прямо не знаешь что бы такое сделать, чтобы отлегло от сердца и дышать стало легче и беззаботней? Ответ до неприличия прост – нужно бросить играть в придуманное и начать просто … жить. 

Да, резко упадет денежная стоимость Вашей жизненной минуты, но станет ли от этого минута жизни менее важной и ценной для Вас и друзей Вас окружающих? Может в наших силах сделать каждую минуту нашей жизни истинной, бесценной, несоизмеримой ни с какими денежными эквивалентами? Может быть стоит хоть иногда подумать о разумном, добром, вечном? Например о фотоискусстве? 

А искусство ли это, скажете вы, если даже фотохудожники имеют свою цену? Один дороже, другой сделает ту же работу подешевле, третий (“заслуженный” и “дорогой”), узнав вдруг, что работу предложили “недорогому ” конкуренту закулисно позвонит заказчику и пойдет на все, лишь бы поле брани (и заказ!) осталось за ним. Игры морали есть и здесь... Не напоминает ли это бои без правил? 

Тяжело сознавать, что век галантных отношений давно прошел, что бури истории жестоко смели много хорошего из того, что веками селекционировалось укладом невоюющих и далеких от революционных потрясений государств и династий. 

Духовность и истинную культуру невозможно восстановить с помощью акций и мероприятий и тем более революций!

То, что как амброзия торчит из всех телевизионных и радио каналов, из всех “конкурсов” песни, пляски и всевозможной красоты, является ни чем иным, как бизнесом построенным на теории Зигмунда Фрейда, гласящей, что источник всего – только наши животные инстинкты, что начинаемся мы не с головы и сердца, а с того что располагается гораздо ниже (причем программа тривиального сохранения и приумножения рода человеческого никакого отношения к этому действу не имеет). 

Аксиома нашего времени: чем больше в тебя вложено денег, тем больше шансов победить в каком-нибудь ”конкурсе”, стать “королевой” Кривоколенного переулка или “золотым“ голосом … лестничного пролета. 
На уровне переулка и пролета все ясно, это как бы не страшно для морального здоровья нации, но вот когда культуру и мораль превращают в источник своего благосостояния люди далекие от обеих – это катастрофа нас для всех. 

Нельзя заменить истинные ценности телевизионными конкурсами …стриптизерш, “поющими ректорами” и дорогостоящими “портфолио” фотомоделей (снятыми специалистами, поставившими на поток это прибыльное дело) и доводящей до истерики рекламой! 

Конвейер всегда предусматривал “фабрики” и заводы, постоянно производящие продукты массовой культуры и не менее массового потребления, оттого-то и “заводы-фабрики “, если строят свой бизнес в угоду массам, то имеют тенденцию к неуклонному и безусловному росту.

НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ничего общего с массовой культурой, с “дикими танцами “, сделанных на “фабриках” “знаменитостей “, не имеет.
НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО – истинное лицо страны, то ,чем, в конце-то концов, и отличается одно независимое цивилизованное государство от другого. 

Фотоискусство, одна из визуальных составляющих ИСКУССТВА вообще. Некоммерческое по сути и глубоко духовное по содержанию, оно как никогда нуждается в поддержке государства, в меценатстве неравнодушных к искусству фотографии людей и организаций.
Первые успехи в этой области уже есть! Не все еще потеряно, и на нашей улице будет праздник - праздник ИСТИННОГО ФОТОИСКУССТВА! 
Нас мало, но мы в тельняшках. И то, что живем мы крайне нестабильно и то, что островков фотокультуры катастрофически мало – не только наша беда, это общая боль. 
Задача искусства фотографии – быть в авангарде визуальных искусств, вполне по силам нашим современникам, фотохудожникам с большой буквы. 

P.S. В преддверие юбилея, не хотелось писать о чем-то личном. Но обобщив проблемы частные, понял, что скорее речь идет об общем положении дел в художественной фотографии. 
Ведь все мы похожи и судьбами (раз занимаемся одним делом) и оправданным желанием жить лучше! Возможно ли это в наше расчетливое и невеселое время? Утопия? Да, утопия. Но помечтать-то можно? 
Более того: я искренне этого желаю! 
ВСЕМ !!!



C. Селезнев 12.09.2004 


/ Студия Пикториальной Фотографии maSSStudio PRO 1999/



01 окт 2009


Создан 28 фев 2012