Студия Пикториальной Фотографии Сергея Селезнева

Цифровая фотография . Техника? НЕТ - Искусство!

одна из опубликованных статей Студии Пикториальной Фотографии



Цифровая фотография . Техника ? НЕТ - Искусство !

С появлением новой , теперь уже цифровой , возможности получения мгновенного изображения , снова возникает все тот же вопрос : современная фотография - это техника или искусство ? 
Вначале - немного истории … Как известно , официальная дата рождения фотографии – 7 января 1839 года . Уже тогда вопрос о документальности фотографии и , следовательно , ее ограниченного применения , обсуждался многими , в том числе и профессиональными художниками . Многие из них ни в коей мере не считали новый способ получения изображения искусством . “Да это интересно , иногда забавно , но ведь это все не то … “
“ Практическое применение фотографии в науке , технике , журналистике , рекламе , ни у кого не вызывало и не вызывает никаких сомнений – это очевидно , но вот живописность – это что-то недоступное фотографии .” Но у многих это “официальное” мнение вызывало , мягко говоря , недоумение , ведь буквально с первых лет существования фотографии очевидными стали именно ее изобразительные возможности : образность , тонкая световая нюансировка и … живописность . 
Фотоаппарат как технический инструмент , способный фиксировать быстро и ,если надо, медленно текущие процессы , проще говоря -нашу жизнь , всегда привлекал к себе внимание многих , в том числе и профессиональных художников . 
Попробуйте живописать березовую рощу за 10-20 минут , да еще в цветах и красках , традиционными инструментами художника-живописца ! А вот фотоаппарат позволит это же сделать гораздо быстрее , фотоэскизов , в сравнении с живописными этюдами , будет больше , будут они разнообразнее , ведь с помощью фотографической оптики можно творить чудеса . Погода переменчива , а чарующие видения воздушны , неповторимы и скоротечны . То же можно сказать и о жанре ню . Представьте себе посиневшую от привычного нам квартирного холода натурщицу , которая должна в одной и той же позе битый час терпеть пока ее живописуют . А фото ? Фотонаброски же делаются быстро , в большом количестве и с массой вариантов освещения , ракурсов , сменной оптики ( иногда уникальной ). Фотонабросками очень часто пользуются современные художники , ведь фотоаппарат – всего лишь инструмент , пусть даже технически сложный и высокотехнологичный !
Бездумно щелкать спусковой кнопкой и бездумно взмахивать кистью – суть одно и то же ! Согласитесь ! И вовсе дело не в том , что лучше живопись или фотография , а в духовности или без духовности продукта творческого труда . 
Очень скоро , после того , как стало ясно , что фотография нужна , важна и широко доступна , всем вполне резоннозахотелось как можно скорее увидеть результаты фотосъемки . Так и возникли фотоаппараты моментальной фотографии “Polaroid” ( в CCCР – комплект “Момент” ) , имеющие свои недостатки – малую обойму , относительно высокую стоимость комплекта пластин и их малый размер ( 6х6 , 6х9 , 10х10 см ), но через несколько минут ожидания показывающие что получилось от очередного нажатия на спусковую кнопку . 
В наше время произошло нечто сказочное : фотограф сидя перед неким чудом ( что в быту именуется персональным компьютером ) творит чудеса сканируя и обрабатывая старые и новые пленки . Ему совершенно все равно негатив это или слайд , фотопластина или карточка Polaroid’a – он творит , а значит он счастлив . Тут же фотопринтер распечатывает его шедевры . И Все это прямо на глазах , к великой радости Автора . 
Но ведь хочется еще скорее увидеть результат съемки . Без компьютера , без проявления пленки ( как проявят – вопрос немаловажный ), сканирования … 
Да , друзья , говоря о вышеизложенном , я имею ввиду конечно же то , что предложил нам с Вами очередной виток развития фотоснимающей техники – цифровой фотоаппарат . 
И вновь , история повторяется ! , появляется на свет божий казалось бы забытая тема : что лучше “пленка” или “цифра “ ( помните? раньше сравнивали живопись и фотографию ) ? И опять приводятся , в виде аргумента своей правоты , какие-то таблицы и цифры , подтверждающие или опровергающие то или иное “компетентное” мнение . А ведь спор-то надуман и совершенно пуст – сотрясение атмосферы , не более . 
Имея в руках новое техническое средство , инструмент ,способный вызвать в Вас сперва удивление , а потом и восторг от своего творчества – это ли не счастье ! 
Но … Появление новой , на первый взгляд , простой , понятной и доступной многим , фототехники , способной сразу показать результат , тут же что-то подправить или изменить , опять склоняет к ошибочному выводу о простоте профессии фотолюбителя . Честно говоря , можно быть профессиональным фотографом , но не быть любителем фотографии – фотолюбителем . 
Как мне кажется , Вы вправе оспорить этот тезис , и живопись , и фотография , и кино ( кстати в кино произошел тот же “цифровой переворот “, хотя лучшие фильмы все-же снимают на пленку ) имеют одну изобразительную основу . Возможно очень скоро мы будем иметь технику способную выдавать на гора объемные , звуковые , с шумом моря и запахом цветов иллюстрации . Возможно на них можно будет записать мысли и чувства … 
Это так прекрасно , когда с помощью очередного технического чуда мы еще больше расширяем сферу своего влияния на окружающий нас мир . Но вот насколько это влияние будет духовным зависит только от нас . 
Не важно каким изобразительным инструментом в данный момент Вы воспользовались – кистью , фотоаппаратом или видеокамерой , важно Ваше отношение к предмету внимания , Ваше творческое начало .
Цифровой фотоаппарат имеет свой специфический изобразительный язык и , как мне кажется , очень скоро займет свою творческую изобразительную нишу .



29 сентября 2009


Создан 28 фев 2012