Студия Пикториальной Фотографии Сергея Селезнева

Абстрактная светопись




Абстрактная светопись

(статья, напечатанная в газете "ФОТОКУРЪЕР")




Абстрактная Светопись .

Почему все же светопись, а не фотография? 
Скорее всего потому, что именно абстрактная светопись, как мне кажется, ближе всего традиционной абстрактной живописи. 
Корни обоих слов одинаковы, разница лишь в инструментах, используемых живописцем или светописцем ( в быту, фотографом ) для решения поставленных перед ними творческих задач. У художника это живописные инструменты и краски, у фотографа – фотоаппарат и свет. 
Но, если реальная фотография, в основе своей “ кармической “ задачи, предназначена для реальной фиксации реальных (не спорю, возможно уникальных ) процессов и событий, то светопись – т.е. фотография художественная, образная предназначена для отражения только художественной, образной составляющей этого вида искусства, а ее реальность в данном случае совсем необязательна . 
В буквальном смысле слова фотография ( fotos – свет, grafos- рисовать, пер. с греческого) и светопись ( писать светом –по русски )– суть одно и то же и разделение на реальное (фотография ) и художественное (светопись ), т.е. как бы не всегда реальное, конечно же всегда будет условным и субъективным!
Поэтому для более точного обозначения вида светописи ( фотографии ) , которая прямо (по приемам и манере ) или косвенно ( по содержанию и смысловой задаче ) подражает живописи и было придумано название - пикториальная , т.е. живописная , фотография, (рicture, в переводе с английского- картина, рисовать).
К одним из многих направлений пикториальной фотографии следует отнести и абстрактную фотографию , абстрактную светопись .

Рассмотрим особенности абстрактной фотографии на примерах из живописи . 
Яркими примерами абстрактной живописи России по сей день служат великолепные работы Василия Кандинского, Павла Филонова, многих их учеников и продолжателей русского – советского авангарда 10-30-х годов прошлого века . 
В чем же смысл абстракции? 
Безусловно в революционном способе передачи чувств и реальных образов в сочетании живых линий и живого цвета. Трудно представить себе абстрактную работу в черно-белом исполнении , хотя нет абсолютных истин , как не бывает и правил без исключений.
Абстракция позволяет раскрыть (или скрыть?) истинный авторский замысел и пробудить в будущем зрителе (ведь именно он, зритель – мерило творчества, мерило таланта автора!): 
удивление (ведь фотография такой быть не должна!);
интерес (как это сделано ? неужели без PHOTOSHOPа?) и
восторг, если работа понравилась, причем понравилась на подсознании, не известно почему, даже без узнавания им чего-то реального, привычного и понятного.

Нужно ли Вам осваивать этот раздел фотоискусства - решать придется самостоятельно.
Можно ли только цветом передать настроение? Да.
Можно ли передать содержание, используя только линии и цветовые сочетания? Да. 
Сложно этому научиться? Да. 
А сложно ли?…
Четыре вопроса и три положительных ответа. Но, согласитесь, как - то от этого легче не стало … 
Наверное в этом случае наличие фотоаппарата и желания фотографировать мало. Наверное этому надо … учиться?
Понятно, что не каждому суждено стать достойным продолжателем дела великих художников - абстракционистов, но узнать что какой цвет означает, будет совсем нелишним, более того – будет достаточно интересным.
Основоположник абстракционизма В. Кандинский утверждал, что:

” … цвет самоценен , цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов. 
О цветовых сочетаниях и подсознательному психологическому воздействию на зрителя каждого цвета следует говорить скорее в абстрактной (беспредметной , чем в конкретной ( предметной ) живописи (светописи, прим. автора ), т.к. реальными и предметными остаются лишь неразрывно связанные между собой цветовые и линейные сочетания“.

Как же получить абстрактное (нереальное ) изображение, имея в своем техническом арсенале только фотоаппарат, созданный только для получения реального изображения?
Да, это невозможно для всех видов фотографии, кроме пикториальной!

Приемов получения нереальных изображений множество. Вот лишь некоторые из них …
Вам конечно не раз приходилось в яркий солнечный день наблюдать за колышущимися на воде отражениями деревьев, облаков, парусников. 
Или Вы этого просто не замечали? 
Как это ни странно, но именно фактура колышущейся воды позволит Вам впервые и довольно легко перешагнуть рубеж реальности и приблизиться к чему-то нетрадиционному, приблизиться к абстрактной фотографии. 
Внимательно наблюдая за метаморфозами происходящими с отражениями реальных предметов на поверхности воды, Вы очень скоро поймете, что эти изображения меняются в зависимости от частоты колебаний волн, от направления их движения, от яркости освещения и так далее. 
В солнечную погоду отражение ярких цветовых пятен будет еще ярче, а их необычная постоянно меняющаяся форма даст Вам возможность зафиксировать свои первые абстрактные снимки, несмотря на то, что снимаете Вы все же реальное отражение реальных объектов в реальной воде.
А как быть если нет возможности понаблюдать за отражениями на воде, зима на дворе или день пасмурный и дождливый?
Все предельно просто:
Творите чудеса … не выходя из дома. Места для этого много не надо, можно приспособить для своей первой импровизированной “студии“ всего полтора-два квадратных метра любого помещения из имеющихся у Вас дома.

Осветительное оборудование такой студии тоже не доставит Вам больших хлопот – сгодится все, что “ ярко светит “. 
Лучший из вариантов –это осветители с перекальными лампами мощностью от 500 вт, но, если нет возможности их найти, сойдут лампы и менее “солидные “. 
В скобках замечу, что применяя лампы накаливания, к которым относятся и перекальные лампы, нужно обязательно помнить о том, что чем меньше мощность лампы освещения, тем ниже ее цветовая температура ( у перекальных ламп, с мощностью 500 Вт, она составляет 3200 К. Для сравнения : цветовая температура обычной восковой свечи – всего около 1800 К, а цветовая температура солнечного света – 5600 К ). 
Чем же это чревато для нас?
В первую очередь, поскольку снимаем мы преимущественно на пленку адаптированную для дневного света, преобладанием желто-оранжевой составляющей, а это не всегда хорошо, хотя очень часто допустимо. Это правило относится к пленочным камерам. 
Решить эту проблему можно следующим образом:
1 - снимать на пленку адаптированную для ламп накаливания (такая пленка имеет на коробке маркировку, обозначенную буквой “Т“);
2 – снимать на “дневную“ пленку (без буквы “Т“), с последующей цветовой коррекцией во время сканирования негатива или непосредственно при печати ;
3 – cнимать на “ дневную “ пленку, с использованием конверсионных светофильтров, в данном конкретном случае, повышающих цветовую температуру до необходимых величин, определяемых по таблице светокоррекции . 
( Для каждого конкретного случая , в этой таблице даются рекомендации по выбору применяемых конверсионных светофильтров, которые могут как повышать цветовую температуру так и понижать ее – в случае когда съемка ведется на улице , а пленка предназначена для искусственного освещения , хотя такое бывает крайне редко) . 
Первый вариант “правильный“, но вдвое дороже второго.
Третий тоже по всем канонам “правильный “, но стоимость конверсионного фильтра возможно Вас немного разочарует.
Второй вариант хорош по своим экономическим показателям, а при наличии у Вас навыков цветовой коррекции при сканировании пленки или добросовестного, хорошо чувствующего цвет оператора-печатника, просто идеален! 
Конверсионные светофильтры, превращающие желтый цвет в белый, о которых было сказано выше, имеют голубую, синюю или темно - синюю окраску и чем цветовая температура объекта съемки ниже, тем плотнее должен быть конверсионный светофильтр.
В нашу эпоху – эпоху цифровых фотоаппаратов, эта проблема решается просто – настройкой WB (баланса белого). 
Что же означает эта настройка и что это за “баланс”?
Ну наверное баланс белого– это адаптация (баланс) “не-белого” cвета осветительных приборов, при любых условиях освещения места съемки, к освещению дневному, солнечному, “белому”. 
Замечу в скобках, что лампы накаливания дают нам желтый спектр освещения, лампы дневного света – зеленый, энергосберегающие – голубой, уж не говорю о так называемом смешанном освещении, в котором могут участвовать несколько разных видов ламп! 
Современная цифровая фототехника имеет возможность настроить WB как по значкам, соответствующим определенному виду освещения, так и более тонко, в случае смешанного освещения ( так называемая пользовательская настройка, которая производится с использованием эталонной Серой-Белой карты).

Но вернемся к способам получения абстрактных изображений …
Итак… Если на беспорядочно брошенные на стол цветные лоскуты материи, букет цветов или обрезки цветной бумаги взглянуть через выведенный в нерезкость объектив фотокамеры, то перед Вами возможно появится яркая картинка, состоящая из цветовых пятен различной формы. Регулируя нерезкость объектива и меняя расстояние до объекта съемки, Вы заметите, что картинка в видоискателе меняется, причем иногда кардинально. 
Попробуйте поснимать реально стоящий на столе букет цветов через декоративные стекла. Фактура их имеет огромное значение, палитра ее огромна и найти такие стекла можно в любой мало-мальски солидной стекольной мастерской . 
К “неправильным“ стеклам, часто применяемым в этом жанре, можно отнести и стекла оконные, имеющие брак материала – так называемый свиль, и стекла бутылочные, цветные и прозрачные, широко известные своими выразительными свойствами, и некоторые виды органических стекол. 
К одним из интереснейших приемов получения абстрактного изображения из реальных объектов стоит отнести: макросъемку, съемку с применением полимерных зеркальных пленок (ORAKAL), “кривых” зеркал, фотопластин для глянцевания фотографий и многого другого совершенно нетрадиционного для традиционной фотографии материала . 

С техникой разобрались, а вот с цветовыми сочетаниями как быть? 
Можно пойти двумя путями : 
- положиться на интуицию. Если Вам комфортно, при рассматривании будущего шедевра, не сомневайтесь – нажимайте спусковую кнопку! Даже если это будет ошибкой и картинка Вам впоследствии не понравится – эта проба будет только во благо! Участвуя в процессе создания фотоабстракции, Вы уже приобретаете практический опыт творческой фотографии, примененяя новые средства выразительности, новые технические приемы, новые материалы;
- освоение нового для себя жанра, начать с тщательного изучения фундаментального научного труда основоположника абстракцинизма Василия Кандинского “О духовном в искусстве“ и попытаться применить его каноны в фотографии.

Мне хочется все же, чтобы Вы избрали третий путь и объединили освоение классической теории абстракционизма с пробуждением и развитием в себе чувства творческой интуиции, которое без упорного труда, непрерывного поиска и фантазии просто невозможно! 

P.S. В заключении позвольте предложить всем заинтересовавшимся этой темой несколько ссылок на информацию изложенную в материалах этой статьи :

httl://lib.ru/CULTURE/KANDINSKIJ/kandinskij.txt ;
httl://www.artinfo.ru/ru/news/main/vasiliykandinskiy.htm ;
httl://www.artmuseum.narod.ru/cfndy.htm .


Всегда Ваш Сергей Селезнев . 08.07.2004 

( правка 13.09.2009 )




Создан 09 апр 2011