Студия Пикториальной Фотографии Сергея Селезнева

Рассказ о пикториальной фотографии в форме интервью




Рассказ о пикториальной фотографии в форме интервью

Физика и лирика – единство противоположностей?




Рассказ о пикториальной фотографии в форме интервью
Физика и лирика – единство противоположностей? 


1. Введение. Немного истории;
2. Пикториальная фотография. Течения, средства выразительности;
3. Сергей Селезнев – представитель днепропетровской школы фотографии:
Биографическая справка;
1999 год.Студия Пикториальной Фотографии: задачи, художественная направленность деятельности, ученики, последователи;
4. Эпилог;
5. Библиография;
6. Послесловие. Октябрь 2009.

1.Введение. Немного истории.

Искусство создано для того, чтобы иногда отрывать человека от мыслей о материальном. Видов искусств множество: музыка и танец, театр и живопись, скульптура и кино, да мало ли еще! Каждое из искусств разрастается, как большое дерево, имеющее одни корни – духовность и творческий порыв. Искусство рождается одаренными людьми, способными на творческий подвиг на грани самопожертвования. Как тяжело в наше нелегкое время творить что-то светлое, не думая о том нужно ли это кому-нибудь. Не секрет, что творческие личности сочиняют музыку, пишут картины и романы скорее для себя, очень часто даже не надеясь на то, что со временем их труд увидит свет. Во время, когда культура не живет, а выживает, а творческие союзы даже имеющие статус “Национальный” и не мечтают о поддержке государства. Мастера-одиночки в большинстве своем обречены на безымянный творческий подвиг.

Одним из относительно новых видов изобразительного искусства стала фотография. В 1839 году в Парижской академии наук было продемонстрировано как, с использованием светочувствительных материалов и новых достижений в технике и науке, можно получать стойкое изображение реальных предметов. Это явление было названо фотографией от слияния двух греческих слов: fotos – свет, grafos – писать, рисовать. На Руси то же явление называли светописью (т.е. писать светом), а в Западной Украине фотографии до сих пор поэтично называют свiтлинами. 
Фотография сразу же стала самым главным увлечением многих творческих людей. Ей нашлось применение в науке (от микробиологии до астрономии), в технике, где фотография применялась и применяется для фиксации процессов (всему миру известна фотография летящей пули), в журналистской и газетной деятельности, в рекламе товаров и полиграфии и, наконец, фотография стала одним из полноправных видов изобразительных искусств. Причем эта трансформация из фотографии реалистической в фотографию образную произошла буквально через несколько лет после ее рождения. Очень часто первыми фотографами становились … профессиональные художники , по достоинству оценившие новое изобретение . 
Уже в 1895 году в России прошла первая фотовыставка российских светописцев. Течение, которому они следовали, в Европе получило название “пикториализм” (от английского picture – картина , рисовать). Пикториализм отличала живописность, образность, в основе которых лежала неразрывная связь с многовековыми традициями классической живописи от наскальных рисунков до абстракционизма.
В первые годы советской власти произошел бурный расцвет советского пикториализма. В 1918-1923 годах в крупных городах проходило множество выставок, в которых участвовали как начинающие, так и фотомастера с мировым именем, имеющие награды европейских выставок еще до 1917 года. 


Василий Улитин. Портрет молодой женщины(1). Льюис Кэрролл. Портрет Алисы Лиддел(2).


Бурный расцвет пикториализма в новой России был прерван постановлением ЦК (в 1923 году) о том, что фотография должна стоять на позициях активной изобразительной силы, пропагандирующей новый строй, человека труда, успехи и победы социализма. Пикториальная фотография была признана реакционной и стоящей на услужении буржуазии, т.е. враждебной советскому строю. Другими словами художественная составляющая фотографии, ее живописность сводилась к репортажам со строек коммунизма, с битв за урожай и портретов передовиков социалистического труда, ну и ( разумеется ) портретов вождей все это возглавляющих и направляющих. Фотоателье выполняли задачи обслуживания населения, фоторепортеры снимали репортажи, ну а какой горькой доли пережили многие из фотохудожников той поры догадаться несложно: голод, лишение прав преподавания, травля, лагеря… Звание фотографа пикториалиста означало в умах многих граждан звание предателя светлых идеалов, звание врага народа. 
Прошло несколько десятков лет и вот уже в перестроечной Москве в 1985 году в Марьиной роще проходит первая после долгого забвения выставка фотографов пикториалистов. И этого ждали (и боролись за это!) прежде всего люди духовные, знающие историю российской культуры, историю светописи и пикториализма. 

2. Пикториальная фотография. Течения, средства выразительности.

Итак… Что же такое пикториальная фотография сегодня. Достаточно взглянуть на количество статей посвященных пикториализму, полистать сайты в Интернете, увидеть галереи фоторабот сделанных в этом жанре, и сразу станет ясно, что пикториализм жив, жива трагическая память о первых советских мастерах этого жанра светописи. Кстати слово светопись как нельзя больше подходит именно пикториальной фотографии.
Попросту, фотография визуально похожая на живопись имеет полное право называться пикториальной. Каждый автор воспринимает это явление в своем многообразии по своему - и это чудесно! Вариантность средств выразительности -тоже один из признаков пикториализма. 


С.Селезнев  Подсолнухи. Этюд №7 (3) 


Направлений и течений в этом виде фотографии множество, возможно их количество совпадает с количеством фотографов тяготеющих к художественной составляющей фотокартин. Из основных ответвлений пикториальной фотографии стоит отменить следующие: 
- изготовление фотобумаг с ручным нанесением желатина и других светочувствительных составов на основу, т.е. получение фотобумаг по старым рецептам. Созданные таким образом фотобумаги довольно сильно отличаются от своих современниц, а их кажущееся несовершенство приближает напечатанное на них изображение к искусству,
- использование различных фотоприспособлений и материалов (зеркал, полимерных пленок, рассеивающих диффузионных фильтров, эффектных насадок на объектив, объективов моно и дуо линзовых, так называемых моноклей и перископов),
- получение составных изображений (коллажей), составляя и подбирая негативы-пары для сканирования и последующей обработки изображения,
- раскрашивание и тонирование готовых отпечатков, придание им вида старых фотографий,
- использование цифровых фотоаппаратов и фотосканеров, для получения изображений абстрактных и сканограмм,
- съемка безобъективными фотоаппаратами, так называемыми камера обскура и пинхол. Приверженцы этого вида фотографии не без основания считают ее истинной, т.к. в ней рисует только свет и ему не мешает никакая, пусть даже самая дорогая и совершенная, оптика.
На этом стоит остановиться… Бесспорно, по арсеналу изобразительных приемов и технических возможностей пикториальная фотография просто недосягаема. 

3. Сергей Селезнев – представитель днепропетровской творческой фотографии.

Познакомимся с автором 15 персональных выставок, руководителем Студии Пикториальной Фотографии maSSStudio PRO 1999, продолжателем лучших традиций живописи и пикториализма, членом Национального союза фотохудожников Украины Сергеем Владимировичем Селезневым.

3.1 Биографическая справка.

Селезнев Сергей Владимирович: 
Родился 12 октября 1954 года в городе Днепропетровске;
Образование: высшее техническое (днепропетровский горный институт им. Артема, электротехнический факультет, в 1977 году), среднее специальное музыкальное (днепропетровское Государственное музыкальное училище им. Глинки,“с отличием “, по классу хорового дирижирования, в 1982 году).

Невольный Грех ( по“Лолита”В. Набокова) (4)


Работал: инженером-конструктором высшей категории около 20 лет ; около 16 лет пел в профессиональном вокальном ансамбле “ГАММА”;с 1994 года - профессиональный фотограф; в мае 1999 года основал Студию Пикториальной Фотографии - maSSStudio PRO 1999.

3.2 1999 год.Студия Пикториальной Фотографии. 

Автор: Вы окончили два таких разных учебных заведения. Почему после высшего технического вас привлекло гуманитарное образование?
Сергей Селезнев: Музыка всегда была самым любимым занятием после учебы и в школе, и в институте. С первого класса средней школы пел в хоре, в 6 классе поступил в детскую музыкальную школу № 1 по классу баяна. В старших классах школы и в институте мы все играли на гитарах и пели песни Beatles и Deep Purple. Кстати, в те годы студенты-горняки на музыкальных фестивалях “Студенческая весна”если не побеждали, то непременно занимали призовые места. Так что деление на физиков и лириков было условное. А вот быть дипломированным музыкантом хотелось всегда.
А. : Чем стало для вас музыкальное училище?
С.С.: Отвечу неоригинально – оно стало родным домом во всех смыслах. Начало было положено в годы учебы. После работы бежал туда заниматься дирижированием и фортепиано, теорией и гармонией, писал музыку для хора. На госэкзамене по дирижированию исполнялось авторское произведение на стихи Островского “ Заря чиста “. После окончания учебы было написано несколько вокальных произведений a-capella на стихи русских поэтов, современников А.С. Пушкина, в том числе вокальный цикл “ Русская песня “для вокального исполнения соло без инструментального сопровождения. 22 марта 2006 года на базе днепропетровского музыкального училища им. Глинки была презентована Днепропетровская консерватория им. Глинки, где и находится Студия Пикториальной Фотографии – моя фотостудия.
А. : Так что же общего у конструирования, музыки и фотографии?
С.С. : Может это прозвучит неожиданно, но общее есть, и это творчество.
Сочинять музыку, фотокомпозицию или какую-то машину – значит творить!
А. : Что же привело вас к фотографии? 
С.С. : Как не странно – музыка. Хотя, как мы уже знаем, все в мире связано и ничего само по себе не происходит. Есть причина – непременно будет следствие. Так случилось, на гастролях в Киеве ( мы выступали в концертном зале “ Украина ”) срочно понадобились фотографии нашего коллектива. Эту работу предложили сделать мне. С этого все и началось. К сожалению, то время не вернуть и многое из виденного в гастрольных поездках по Европе осталось не зафиксированным на фотопленке. Тогда я был конструктором, вокалистом, кем угодно, но только не фотографом. 
А. : А теперь?
С.С. : А теперь фотография – основное мое занятие. Работаю фотокорреспондентом в двух журналах и занимаюсь творческой фотографией. 
А. : Почему и когда вы пришли именно к пикториальной фотографии?
С.С. : Если вы обратили внимание на год начала профессиональной фотодеятельности (1994 ) и год основания Студии Пикториальной Фотографии (1999), то несовпадение составит 5 лет. Да, эти 5 лет ушли на поиски своего, отличного от многих известных фотохудожников, творческого почерка. Очень хотелось, чтобы одного взгляда зрителей на мои фотоработы было достаточно, чтобы они узнавали имя автора (почему с первого взгляда узнают, например, Модильяни, Босха, Гойю или Кандинского?). Потому и поиски заняли столько времени. В традиционных (бытовых) жанрах самовыразиться сложно, самовыражение конечно же не самоцель – основной задачей всегда было создание своего фотоязыка, своих неповторимых приемов создания фотоизображений. В этом деле огромную помощь оказала любовь к традиционной, классической живописи и советы двух Мастеров (один из которых, кстати, и подсказал, что жанр в котором я работаю называется пикториальная фотография ) – фотографа Евгения Махонько и художника Анатолия Тимошкина. Советы этих людей помогают и сейчас, хотя один из них живет и работает в Евпатории, другой в Москве. Оба имеют свой неповторимый живописный стиль и свое, отличное от коллег, творческое лицо. 


Анатолий Тимошкин . Портреты. (5,6)


А. : А с чего все началось ?
С.С. : С нетрадиционного использования полимерных зеркальных пленок, для получения живописного изображения реальных предметов уже во время съемки. Полимерные зеркальные пленки имеют различную фактуру и передают в точности мазок кисти художника. Создается впечатление, что это репродукция картины, созданной традиционным способом, или изображение обработанное в Photoshop’e. Но это ни то и ни другое.
А. : Т.е. с помощью обыкновенных зеркальных пленок, применяемых в оформлении интерьеров, можно получать картины?
С.С. : Вы забыли о фотоаппарате, освещении и, самое главное, о предварительной подготовке, которая, кстати сказать, занимает немало времени.
А. : А что еще могут создавать зеркальные полимерные пленки?
С.С. : Отвечу кратко – многое, даже фотоабстракцию.
А. : Фотоабстракцию?! И это доступно творческой фотографии?
С.С. : А почему нет? И самое главное в абстрактном искусстве научиться самому понимать значение и назначение каждого цвета. Абстрактное изобразительное искусство отличается от традиционной живописи (и фотографии) тем, что оно … беспредметно, т.е. спрятаться не за что (или не за кого). 



С. Селезнев Два Ангела (7) Тюльпаны . Этюд №5 (8) Полет Красной Птицы (9)


А. : Как же понимать абстракцию?
С.С. : Да наверное понимать не всегда нужно, важнее почувствовать тепло-холодно, почувствовать как непонятная картинка на вас воздействует и, самое главное, чем воздействует. А если вас более серьезно заинтересует абстрактное искусство советую обратиться к труду В.В. Кандинского “О духовном в искусстве“.
А. : Вы основали Студию Пикториальной Фотографии в 1999 году, прошло уже 8 лет. Что произошло за это время, какие задачи ставите перед собой и Студией.
С.С. : Со дня первой фотовыставки 9 мая 2000 года прошли еще полтора десятка персональных фотовыставок. Сегодня Студия состоит из 9-ти авторов, первые трое из списка - члены фотосоюза. Объединяет всех любовь к образной, духовной фотографии. Каждый автор имеет свое творческое лицо. Вот они: Сергей Селезнев, Оксана Каленникова, Татьяна Волкодав, Александр Морев, Евгений Рычко, Дина Левинзон, Дмитрий Масюкевич, Виктор Самотес, Ольга Макаренко. Всех авторов объединяет единомыслие и связывает свободное творчество. 
Теперь о задачах… Задачи традиционны для всех занимающихся творческой фотографией авторов: выставочная деятельность, мастер-классы, пропаганда творческой фотографии, обучение всех желающих узнать, чем “фотка” отличается от фотографии. 
А. : Расскажите подробнее о фотошколе.
С.С. : Несколько лет назад , в рамках сотрудничества с компанией “ Фотолюкс “, были записаны 12 телепередач с сюжетами “фотошколы Сергея Селезнева.” В то же время в газете “ Фотокуръер “была опубликована серия из 16 статей фотошколы. 
В фотошколе всегда можно получить консультации по вопросам фототехники и фотосъемки. Желающим получать знания индивидуально предоставлена и такая возможность. Обучение проводится по двум курсам: - Начальный (Базовый), где даются практические знания для новичков, и Основной, где готовят фотолюбителей имеющих практический опыт и желающих расширить свои знания в области фотографии творческой.
А. : Нужны ли знания о фотографии и что они дают?
С.С. : С удовольствием отвечу на ваш вопрос, вовсе не потому, что я как бы лицо заинтересованное, поскольку занимаюсь обучением. Мой интерес лежит в неожиданной для многих области: нам катастрофически не хватает грамотных, подготовленных зрителей – ведь именно они в своих отзывах об увиденном на фотовыставках помогают возможно что-то глубже и яснее понять и прочувствовать. Люди, знающие, что фотохудожник не просто кнопку жмет – щелкает, но создает свою работу, не смогут относиться к истинной фотографии как к простому делу. Они отнесут ее создание к искусству! 
А. : Что означает творческая, образная фотография, чем она отличается от добротной художественной фотографии снятой в фотоателье?
С.С. : Отличается изначально, поскольку задачи съемки разные. В ателье вас сфотографируют за деньги, но традиционно. Служба быта для того и создана. Фотография образная снимается по другим законам. Во-первых это не обслуживание населения, а фотосъемка (очень часто) для выставки, а значит платить приходится фотографу, пригласившему для фотосъемки типаж необходимой, так сказать, конфигурации. Во-вторых прежде чем снимать, фотохудожник как бы собирает из молекул будущее, окончательное, загодя придуманное изображение. Работа кропотливая, но интересная еще тем, что во время съемки происходят чудеса и конечный результат может приятно удивить самого автора, который готов был ко всему, кроме неожиданной помощи верховных сил. Чудеса, происходящие во время такой фотосъемки не сравнимы ни с чем! Такая помощь означает ни что иное как одобрение свыше такого труда.
А. : А как это отражается на темах ваших фотографий? 
С.С. : Да скорее темы-то все таки первичны, помощь приходит потом. Мне очень нравятся сочинять иллюстрации к любимым произведениям литературы, кино, музыки, мифологии, Библии. Очень интересно подражать лучшим художникам, пытаясь понять суть их стиля. Очень люблю абстракцию – искусство, которое всегда будет авангардным. Есть несколько работ по произведениям М. Булгакова; по 
“Лолите “ Набокова снята работа “Невольный Грех “; по Библии :“Два Ангела”,“Ева”, “Ад ”,“ Чистилище ”,“ Рай ” ; создана целая серия абстрактных фоторабот “Сказки”.
А. : Какие приемы вы применяете во время сеанса фотосъемки?
С.С. : Основной подход к фотосъемке в Студии Пикториальной Фотографии очень прост: разрешено все, даже нарушения золотых правил композиции, но это не вседозволенность, а прекрасная возможность воспитать у слушателей такое качество как фотографическая интуиция. Объяснение этому подходу очень простое: во время съемки очень часто просто некогда думать. В этот момент чутье должно подсказать нужное действие – снимать или нет, важное это или пустое. Вы обратили внимание, что о технической стороне фотосъемки я вообще не вспоминаю – это так, поскольку техника съемки на стадии фотоинтуиции должна быть отработана до автоматизма. Фотохудожник в сотые доли секунды должен решить основную свою задачу фотохудожника: не потерять то, что он не должен терять ни в коем случае – красоту увиденного. А еще его карма в том, чтобы увидев и зафиксировав чудо, донести увиденное до зрителя и поделиться, если хотите, своим счастьем.
А. : Приведите пример интуиции фотографа.
С. С. : На закате, когда солнце почти не стало видно из-за домов, увидел в опустевшем, вечернем море взрослого и ребенка, которого он безуспешно уговаривал выйти на берег. Может быть поразило отсутствие в морской воде “посторонних”, может просто что-то напомнило в этих двух фигурах, но, скорее подсознательно, сфотографировал, в полной уверенности, что наверное зря. При последующем просмотре негатива, увидел, что в кадр влетела чайка, да так удачно, что, как по заказу, дополнила собою пустующие закатное небо. Как можно такое запланировать или предусмотреть? Это просто чудо – другого объяснения нет. 
А. : Какие темы интересуют вас сегодня? Над чем вы работаете?
С.С. : Как-то сложилось, что я привык делать сразу несколько дел. Как ни странно, это удается, более того стараюсь этот дар (а может уже привычку) использовать максимально. Снимать одновременно в двух направления невозможно, но вот чередовать то, что сегодня пошло, а что пойдет завтра – ну сам Бог велел! Иногда процесс замирает, потом вдруг прорыв (если хотите, вдохновение). На повестке дня, условно, три темы. Рабочие названия : “ Город , которого нет… ”, “ Cилуэты “, “ Вечное движение “. Над первой темой работаю четвертый год , над второй тоже, третья тема снимается год c небольшим, снимается цифровой камерой, именно для этой темы незаменимой. 
А. : Как рождается тема?
С.С. : Возможно тема – это обобщение многократно увиденного. Но этого мало, тема должна задеть. Как коренной горожанин, не могу не увидеть процессы, происходящие на центральных улицах старого города – старый город уничтожается. Куда деваются жители стареющих домов, какова их судьба можно только догадаться. Снимая разрушенные, сгоревшие дома, дома из моего детства и юности, в первую очередь думаю о судьбе их обитателей. Вот такая вот фотография, вот такой “Город , которого нет …“, “Силуэты” –посвящена летнему отдыху у моря , “Вечное движение” – танцам, музыкальному исполнительству, активной жизни. Как видите, темы универсальные и разные, под любое настроение фотографа. 



С.Селезнев из серии “ Город , которого нет …“(10)



4. Эпилог.

Пикториальная фотография, представленная в этом материале подтверждает актуальность и образность этого вида изобразительного искусства. Хочется пожелать новых успехов в творчестве Студии Пикториальной Фотографии, руководимой моим собеседником членом Национального союза фотохудожников Украины Сергеем Селезневым.

5. Библиография .

1. www.photographer.ru ; 
2. www.fotolux.com.ua/article/10 ;
3. www.fotoleto.ru ;
4. www.foto.shknet.ru ;
5. www.tmn.fio.ru ;
6. www.fotonovosti.ru ;
7. www.club.foto.ru ;
8. www.pinhole.ru ;
9. www.moscow.house.photography.museum 
10. www.fotoclub.dp.ua . 


Интервью провела студентка Полтавского педагогического университета им. В.Г. Короленко Елена Селезнева . 
В иллюстративном материале использованы фотографии В.Улитина, Л.Кэрролла, живопись А.Тимошкина, фотографии С.Селезнева, 
март, 2007 год.


6. Послесловие . 

Октябрь 2009 года.

Студия Пикториальной Фотографии на днях открыла новую фотовыставку
«RETROспектива 1999-2009», посвященную 10-ти летию ее создания. 
В экспозиции участвую 25 из лучших фоторабот организатора СПФ Сергея Селезнева, отражающие четыре темы: 
«Фантазии и Формы» (пикториальная, с 1999г.), 
"Метаморфозы или лики Торжества" (2004г.),
«Силуэты лета» (2000-2005гг.), 
«Вечное Движение» (2006-2007гг.), 
«Город, которого нет…» (2004-2008 гг.). 
За прошедшее со дня интервью время, фотографии из этих серий в разное время выставлялись на суд зрителей в музеях города и очень благожелательно были встречены. Часть из них побывала в Киеве. 
В сентябре 2009 года две работы из серии «Город, которого нет…» участвовали в международном конкурсе Photo for Peace - Photo for Tolerance и попали в число 6 лучших - 3 и 6 места (из 107!).
Студия имеет новые планы на будущее.



Создан 04 апр 2011